пятница, 3 июня 2011 г.

Размышления об армии

В армии делать нечего, но сходить туда надо!

Вот такой незатейливый парадокс я открыл для себя в Вооруженных Силах Российской Федерации. Год службы промчался как скоростной поезд перед глазами. Слишком быстро. За такой срок многому не научишься. Даже если бы там реально учили.


 Два раза стрелял из автомата, два раза проехал за рычагами плавающего транспортера, один раз метнул гранату, один раз вырыл окоп и один раз подскочил ночью по тревоге. Вот все, что я сделал путного за год. Да, это пригодилось бы мне на войне. Но этому можно было бы научиться и за сутки. Но нет. В армии гораздо больше смысла, чем просто умение воевать. Глупость, возведенная в целую философию. «Ты пока копай здесь, а я пойду узнаю, где надо!» Жаль только, что не ТЫ это говоришь, а ТЕБЕ говорят.

Я видел в армии унижения, несправедливость, наглость, тупость, вымогательство. И много чего еще. Но все это как-то в определенный момент замирало, и до крайности не доходило. При мне никто не сбежал, не стал инвалидом, никому не нажаловался.

Вроде как терпимо. Вроде как жить можно. Вроде как…

Во-первых, надо начать с того, что в армию надо брать только тех, кто действительно к ней годен. Со мной служил парень, у него на занятиях по строевой подготовке несколько раз выпадала коленная чашечка! Еще один вообще – с пороком сердца. И это повсеместно.

Во-вторых, призывники должны быть одного возраста, ну или хотя бы с разницей в один-два года. При мне 18-летний с поддержкой «своих» давал оплеухи 26-летнему. Да и трудновато взрослому, уже состоявшемуся человеку с высшим образованием, женатому, с детьми, ужиться с малолетками, особенно из неблагополучных семей, с улицы.

В-третьих, русские должны быть с русскими, а остальные – как хотите. Нечего возить к нам вояк с Кавказа, уж слишком от них много проблем. Я в этом плане вполне толерантен, но я видел, например, как один дагестанец гонял целый взвод ребят своего призыва. А наши боятся, потому что знают, что за дагестанца вступятся все кавказцы, служащие в части, а за русского никто никогда не вступится, даже если кавказцев впятеро меньше. Пускай служат в своих республиках.

Знаю, что говорю, потому что видел.

Офицеры не хотят, да и не могут как следует контролировать происходящее в казарме. У них свои жилища, семьи. А те, кто пытался, вышибали клин клином, то есть набивали морды нерадивым защитникам родины. Пользы от такого воспитания мало. Хотя бы потому, что очередной дурак, опуская кого-нибудь головой в унитаз, будет про себя думать: а, подумаешь, узнает кто-нибудь – получу по ушам, да и все. Хотя посадили одного – на шесть месяцев. Сломал товарищу нос за то, что тот гладил общим утюгом свои носки.

Но все-таки не так страшен черт, как его малюют. Особенно, если правильно себя вести. Не воровать, не врать, не быть жадным, не подхалимничать. И, главное, не ныть и не косить от работы.

Интересно другое. Почему некоторые молодые люди иной раз так рвутся служить, что чуть ли не деньги предлагают, чтобы их забрали! Что и кому хотят доказать? Зачем? Разве не бессмысленно рисковать своим здоровьем ради только военного билета, который вполне может в будущем и не пригодиться? (Про сегодняшнее количество косящих мне тоже известно.) Нет, есть тут какая-то тайна. Что-то неосязаемое. Есть в армейской службе такой плюс, который рискует перевесить все минусы.

После армии начинаешь по-другому относиться ко многим вещам. Начинаешь ценить. Не что-то конкретное, а вообще. Лишения, дисциплина, разлука с близкими, настоящая, какая-то мужская тоска сделали меня взрослее и самостоятельнее.

По-хорошему, мужчина должен служить. Должен. Но, если тоже по-хорошему, не в такой армии, какая она сейчас.

Павел Клоков, "Эхо недели".

Комментариев нет:

В объективе репортера Эхо недели