четверг, 15 сентября 2011 г.

Вся надежда - на людской ресурс

Госдума этой осенью может принять закон о создании мобилизационного людского резерва для армии. Военнослужащие запаса, от бывших солдат до офицеров высшего состава, согласно проекту, смогут заключить контракт с Министерством обороны на добровольной основе. Запасники, которые не войдут в резерв, автоматически перейдут в мобилизационный людской ресурс. Студентам, закончившим военную кафедру, придется задуматься. Либо поставить свою подпись в контракте и по нескольку раз в год мотаться на полигоны (при этом бросая работу и семью, если таковые имеются), либо выплачивать государству деньги за обучение на военной кафедре, каким бы формальным оно ни было.


Резервистам же будут платить деньги (сумма зависит от звания и должности) — за то, что они готовятся к защите Отечества, участвуют в учениях, ездят на сборы, при этом, по сути, оставаясь запасниками. Сразу представляется Национальная гвардия США, образовавшаяся из народных ополчений задолго до появления первых американских штатов.

Но нам не следует равняться на американскую армию, полностью контрактную, то бишь профессиональную, в которой солдаты осознанно учатся военному ремеслу. У нас же идут служить, во-первых, чтобы не посадили за уклонение, во-вторых, чтобы получить военный билет - заветный пропуск на нормальную работу. Может быть, идея с мобилизационным резервом и неплоха, но для нашего государства катастрофически несвоевременна.

Прежде чем браться за доукомплектование Вооруженных Сил, нужно эти самые Силы привести в порядок. Да и о каком доукомплектовании может идти речь, если численность резервистов, согласно проекту, на 1 января 2012 года составит 4300 человек (к 1 январю 2014 года в два раза больше)? По сравнению с численностью настоящей армии (около миллиона человек), это просто смешно.

В настоящее время у нас нет войсковых частей сокращенного состава, в которых когда-то проходили военные сборы. Где их проводить сейчас? Где остановиться бедным резервистам, отправленным на учения? Зато наши бригады поголовно в боевой готовности! Забей тревогу - через час попрут на линию огня. Я как раз в такой служил. Сами офицеры подшучивали над нами, горе-солдатами, мол, с нашими навыками мы даже из части не сможем выехать. Годичники за службу ничему не успевают научиться (даже при условии, если учат).

Следующий момент. Кто будет новоиспеченных резервистов обучать? Кадровые офицеры или сами запасники? Если первые, то на время учений резервистов обычные срочники (из частей боевой готовности) будут сидеть без присмотра в курилке? Если вторые, то могут возникнуть сомнения (я ничего против наших запасных офицеров не имею, но профессиональная подготовка бойцов — дело действующих военных, а не бывших).

Пока наша армия не станет дееспособной, пока срок службы не увеличится, а планы призыва не уменьшатся, говорить о резерве рановато. Что этот резерв сможет сделать, начнись большая война? Да ничего. Да и что сможет сделать нынешняя армия? Почти ничего. А вот так называемый «людской ресурс» сможет. Миллионы запасников — солдат, сержантов, прапорщиков и офицеров — не задумываясь пойдут защищать нашу страну в случае такой великой угрозы, как, например, фашизм.

Не за деньги, не за льготы, ни за что бы то ни было материальное.

Павел Клоков, "Эхо недели" 

Комментариев нет:

В объективе репортера Эхо недели